|
По мнению некоторых историков породы, предком чихуахуа была голая собака родом из Азии, которая мигрировала через Россию и Берингов пролив в регион, ныне известный как Аляска. Вообще же голые собаки обитали в Китае, Африке и Турции. Согласно другой теории, китайская хохлатая собака была «американизирована» еще в седьмом веке до Р.Х., когда впервые китайские суда достигли берегов Центральной и Северной Америки. Все возможно, но тогда напрашивается вопрос: стоило ли китайцам везти с собой этих голых хрупких любимчиков и утруждать себя поисками для них места и пропитания? Не лучше ли было предпочесть упитанных и выносливых чау-чау, которые могли бы накормить команду в случае слишком долгого похода? Неужели они пускались в свои морские путешествия, только ради того, чтобы повлиять на генетику американских собак? Что это, собачий Ноев ковчег? Другие исследователи утверждают, что предками чихуахуа были древние голые собаки, обитавшие в Мексике, а также в Центральной и Южной Америке. Однако согласно свидетельствам, эти собаки к тому времени были одомашнены, ну уж по крайней мере, если иметь в виду период, когда они обрели вид голой собаки! Фольклорные источники, упоминающие голую мексиканскую собаку и чихуахуа, переплетены самым причудливым образом, однако минимальный стандарт размера для мексиканской голой собаки, установленный Мексиканской Кинологической Федерацией, а также Международной Кинологической Федерацией, в два раза превышает величину самой крупной чихуахуа! И только в Америке, где эта собака не признана Американским Кеннел Клубом, в стандарте породы приведены характеристики мексиканской голой собаки той-размера. Продолжая логическую цепочку, почему бы не предположить, что как раз китайская порода претерпела изменения под влиянием перуанского и мексиканского поголовья, а не наоборот? Ведь еще статуэтки древних майя изображали голых собачек, иногда с «хохолком» на макушке. Может быть, впервые достигнув берегов континента, капитаны китайских судов были очарованы маленькими голыми собачками Южной Америки, а может быть, это случилось позже – уже в Мексике. Но тогда почему они не привезли в Китай и другие страны хотя бы нескольких особей? Вряд ли это могли быть путешествия в один конец. Однако если согласиться с отсутствием каких-либо достоверных свидетельств происхождения чихуахуа от голых или других китайских собак, ввезенных в Южную и Центральную Америку на судах в пятом веке до Р.Х., тогда нам придется поискать иное объяснение. Возможно, более убедительны теории, которые предполагают поиски древних корней породы в Египте или Судане, включая гипотезу о возможных путях миграции через Берингов Пролив или страны Средиземноморья на Мальту. Физиологические особенности свидетельствуют в пользу генетической связи между чихуахуа и мальтийской «карманной собачкой», однако нельзя исключать вероятность того, что ее американский предок был в древности завезен на остров моряками. Правда, единственная, хотя и легко выявляемая особенность, общая для «карманной собачки» и чихуахуа, – это наличие мягкой открытой области на черепе, именуемой родничком. У других пород, впрочем, как и у человека, черепная кость с возрастом зарастает, тогда как у большинства взрослых чихуахуа родничок остается открытым и легко прощупывается. И здесь стоит особо отметить, что чихуахуа – единственная из всех пород собак с такой особенностью. Вряд ли можно надеяться на то, что вдруг обнаружатся исторические документы, оставленные для нас каким-нибудь специалистом по истории собаководства, который в те далекие времена сидел в ожидании миграции. А посему для нас остается загадкой, был ли предок чихуахуа завезен мигрантами из Азии или же, впервые встретив эскимосов, мигранты решили двигаться на юг к Айдахо, где их тепло приветствовали американские индейцы со своими маленькими собачками. Если подобная теория без труда находит сторонников, то почему бы с той же легкостью не предположить, что мигранты преодолевали границы континентов вместе с фенеком по боковой линии. Доподлинно же известно лишь то, что североамериканские индейцы одомашнили эту собаку еще за тысячи лет до появления китайцев в Акапулько. Тогда, может быть, как мы и думали, все наоборот? Разве не могли моряки, впервые ступившие на землю Мексики, увезти с собой в Китай маленьких собачек, к которым они так привязались. И уже эти собачки могли продолжить миграцию на юг. Так или иначе, неоспорим тот факт, что собаки толтеков, известные под названием течичи, – самый поздний предок современной чихуахуа. Некоторые полагают, что течичи фактически были грызунами, и только языковые барьеры скрыли доказательства этого. На смену толтекам пришли ацтеки, унаследовавшие, по всей вероятности, и течичи, и голых собак, которым в культуре ацтеков была уготована роль жертвенных животных. Социальные преобразования создали новые условия существования. Теперь у человека появилось свободное время, которое он мог потратить и на селекционное разведение собак. Археологические находки свидетельствуют о том, что на самой ранней стадии своего развития человек рассматривал собаку лишь как источник пищи, однако гастрономические аспекты постепенно вытеснялись духовной значимостью животных. И наконец собака стала в жизни древних особой роскошью, единственным назначением которой была роль компаньона. В те далекие времена люди верили, что маленькие собаки не только оставались компаньонами в загробном мире, но и выполняли гораздо более серьезную миссию. По их представлениям, собака могла принять на себя грехи хозяина и тем самым облегчить его переход в мир иной - такой нелегкий даже для самых чистых душ. Известный своей жестокостью во времена испанских конкистадоров францисканский монах Бенардино де Саагун был большим поклонником культуры ацтеков. Его описания собственных впечатлений по самому широкому кругу вопросов, включают, среди прочего, и один из вариантов известной легенды, которая, возможно, объясняет некоторые удивительные вещи с точки зрения современного восприятия. Но прежде все-таки – сама история. Упоминая о духовной значимости, которую приписывали маленьким собакам, он писал: «Умерших сжигали вместе со всей их одеждой и утварью, а те, кто не имел ничего, кроме старого хлама, уходили голыми и претерпевали страшную боль и невыразимые страдания, очищаясь от грехов. Страх перед этим переходом заставлял человека брать с собой маленькую собачку - желтую собачку, – предварительно надев ей на шею свободный хлопчатобумажный шнурок. Говорили, что в Земле Мертвых она (собачка) должна перевезти умершего через девять рек». Сказитель повествует о «желтой собаке, на шею которой был повязан неплотно прилегающий хлопчатобумажный шнурок, вместо ошейника». Согласно поверью, собака перевозит умершего через девятиречье в страну Мейтлантекутли. Реки здесь широкие - без паромщика не обойтись, и, узнав хозяина, собака прыгает в воду и помогает ему переправиться». Во всех культурах цвет имеет особое значение. Так, у ацтеков желтый цвет символизирует смерть - вот почему в жертву приносились именно желтые собаки, и они должны были помочь перебраться на другую сторону. Попав в Землю Мертвых, они ждали своего любимого хозяина, чтобы перевезти его через девятую реку. Любому, кто когда-либо ощутил безграничную преданность чихуахуа, легко понять, почему люди, жившие в эпоху такой высокоразвитой культуры, ни на йоту не сомневались, что эта маленькая собачка не только с готовностью примет на себя грехи того, кому беззаветно служит, но и будет верно ждать обожаемого хозяина, чтобы переправить его на небеса ацтеков.
|
|